ВРЕДЯТ ЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СНОУБОРДИНГУ?
Когда популярность спортсменов покупается - условия не равны. Перевод эссе медиа журналиста из мира сноубординга Эда Блумфилда (Ed Blomfield) о соц. сетях, спортсменах и известности.
Однажды, просматривая ленту новостей, эта тема заинтересовала меня сильнее. Я осознал, что уважаемые мною сноубордисты, целенаправленно или нет, становятся профессионалами не только в спорте, но и в социальных медиа.
Подождите-ка, какие к чёрту профессионалы соцмедиа? Они же просто фотки в Инстаграме выкладывают, как и остальные, разве нет? Нет.
Фейсбук, Инстаграм, Ютуб, Снапчат - поля ежедневной битвы за подписчиков, продвижение продуктов и радость спонсоров
Вы скажете: “Так было всегда. Про-модели и именные ботинки не новость в сноубординге - игра за внимание покупателей.” Справедливо, но интернет изменил правила этой игры.
Давным-давно (читай: в ’90-ые или в начале нулевых) основным требованием к профессиональному райдеру было одно - очень-очень круто кататься. Если ты обгонял стаю хаски на скорости 90 миль в час или закручивал новомодный бэксайд родео с “сырной дольки” (тип кикера), спонсоры выстраивались в очередь, готовые засыпать тебя деньгами. Маркетинг? Пусть за это парятся ребята, верстающие каталоги и рекламные развороты. Например, если твоё имя - Йохан Олофссон, ты мог “отметиться” парой кадров в новом фильме, а затем исчезнуть на пару лет, не парясь за расходы на хелибординг, которые возьмет на себя Burton.
Как бы это не звучало странно, сноубординг тех лет кажется ближе к подлинному духу спорта. Причина проста - это было справедливо. Смысл профессиональных соревнований в том, чтобы награда доставалась лучшим. В футболе у тебя может быть лицо как картошка, но это не важно. Если забиваешь кучу голов, тебе платят пропорциональную кучу денег. Это идеальная меритократия - власть достойных.
Теперь в сноубординге всё не так просто. Чтобы достичь вершины, райдер тратит бесчисленное количество часов, создавая свой медиа-профиль. Он должен присутствовать в соцсетях, как надоедливая муха: вот я ем суперполезный-завтрак, вот вид из окна на альпийском курорте, вот новый коллаб спонсора, а вот я на тусовке после эвента и т.д. Плюс к этому, помимо съемок в основном фильме, нужно привлекать операторов для веб-эпизодов, а затем, за несколько месяцев до премьеры, “подкармливать” аудиторию вирусными роликами, которые будут хорошо репоститься в Фэйсбуке и Инстаграме (умники называют это “атомизацией”). Наконец, чтобы заполнить информационные промежутки, выпрашивать, умолять или даже воровать изображения у нескольких сноуборд-фотографов, которые еще как-то сводят концы с концами.
Контент - король
Бил Гейтс
Я сам не без греха, и как ветеран цифрового продвижения, скажу, что подобный подход - самый надежный в “выращивании бренда”. Причём, просто залить контент - не достаточно. Если хотите добиться “охвата”, чтобы больше людей увидело вашу “херню”, нужно задабривать Богов Силиконовой Долины регулярным общением с фанатами, лайками и комментариями на посты других людей. Так это работает.
Звучит почти так же круто, как кататься в пухляке, да? На самом деле, у некоторых райдеров это получается вполне естественно и они не занимаются продвижением целенаправленно, по крайней мере постоянно. Важный момент: не все сноубордисты публикуют изображения и видео в таком огромном количестве.
Вот тут становится интересно. В то время как Терье (между прочим, совсем недавно присоединившийся к Инстаграму) не слишком открыт окружающему миру и чаще всего публикует сухие, короткие сообщения, врожденная интровертность не мешала ему быть самым почитаемым сноубордистом всех времен. Джейми Линн тоже известен замкнутостью, но это не мешает ему многие годы работать из тени, создавая шумиху вокруг своего имени, закрепив за собой статус “легенды”. Попробуйте представить молодого сноубордиста с таким подходом сегодня. Райдеры от бога, Николас Мюллер и Джейк Блаувельт, пожалуй, самые близкие к определению “вне системы”, но и они завоевали известность до наступления эры смартфонов.
Моя точка зрения проста: современный, зависящий от соцсетей, профессиональный сноубординг намного щедрее в отношении экстравертов, чем интровертов. Это подрывает заявление о том, что сноубординг - “настоящий” спорт. Повезло выглядеть хорошо без рубашки или в штанах для йоги? Отлично, вперед!
"На старте Джо Блогс - райдер на вершине своей карьеры. На этих соревнованиях он в великолепной форме, с отличными постами в Инстаграме, например, вот он с любимым энергетическим напитком в одном очень экзотическом месте. Кстати, сейчас он изменяет своей подружке-супермодели с другой подружкой-супермоделью, так что мы ожидаем кучу лайков сегодня..." "Точно, Дэн, и вы гляньте на его пресс!"
Вы можете поспорить, а разве спорт не награждает самых лучших и привлекательных? Мухаммед Али, Джордж Бест, Криштиану Роналду, Усэйн Болт - список харизматичных суперзвезд можно продолжать бесконечно. Это правда, но основой для их успехов были результаты. Представьте, при всей его классности, стал бы кто-нибудь платить Болту за рекламу высокоскоростных сетей, если бы он не был самым быстрым человеком на земле?
Сноубординг, наоборот, не смотрит на результаты. Запутаться в турнирной сетке можно с той же лёгкостью, что и в сюжете шведской криминальной драмы. На этом фоне метрика соцсетей предлагает кое-что получше для определения мирового рейтинга. И пока некоторые утверждают, что такие райдеры, как Халдор Хельгасон, не заслуживают большого внимания, ясно как день: среди тех, кто находятся уровнем ниже (в футболе таких игроков называют “командными”), больший кусок пирога отхватит тот, у кого больше лайков в Инстаграме.
Я спрашиваю себя - это спорт или скорее межличностный конкурс?
Вы не можете винить во всём бренды. С увеличением нагрузок на бюджеты компаний, естественно, что проактивный и влияющий лидер намного лучше “продаст” продукт, в отличие от тихого талантливого парнишки, за которым нужна целая маркетинговая кампания. И уж тем более, вы не можете винить райдеров, достигших успехов с новыми правилами игры - они просто движутся в ногу со временем, стремясь выделиться на фоне насыщенного видеоряда.
Где решение? На мой взгляд - возвращение к нашей недееспособной и разобщенной системе контестов. Как предлагают Терье, Эд Ли и другие - нужен единый мировой тур, отражающий все возможные типы рельефа, с прозрачной квалификационной системой (привет, X-Games) и ясной дорогой к пьедесталу, не зависящей от репутации. Такой тур смог бы завоевать огромную часть нашего внимания, а трофеи разделялись бы равномерней.
Здесь есть чему поучиться у сёрферов. Конечно, у наших “водных” братьев нет иммунитета к деформирующему влиянию соцсетей, но WSL и отборочная система квалификационных соревнований WQS, с простой таблицей лидеров, дают шанс строить карьеру в сёрфинге (не важно, подкован ты в медийном плане или нет), основываясь прежде всего на способностях. Финансовые награды сверх призовых WSL, для успешной продажи мечты, так сказать, скорее дополнительная возможность, а не основная роль спортсмена.
Как и сёрфинг, сноубординг будет оставаться стилем жизни для большинства, но хочу верить в то, что профессиональная составляющая будет стремиться к настоящему спорту, с присущей ему справедливостью. Но, до тех пор, пока мы ценим количество подписчиков, просмотров видео и субъективных “райдеров года”, вместо победных подиумов, мы будем далеки от этого.
Автор: Ed Blomfield
Иллюстрации: Kieron Black
Перевод: Евгений Семенов
Источник: www.traektoria.ru